Повторение – мать учения: 7 аргументов в пользу

04.05.2017

В старой пословице скрыт основной секрет обучения ребенка чему-либо. Посмотрите на малышей. Чтобы они что-то запомнили, а потом вспомнили и стали использовать, взрослому человеку потребуется повторить название предмета или показать принцип его действия несколько раз. Но путем постоянного повторения родитель добивается от ребенка нужного результата.

Как происходит запоминание информации

В дошкольном возрасте дети самостоятельно начинают учиться что-то запоминать, обычно это небольшие стихи или короткие песенки. Многократное повторение материала формирует у малыша произвольную память.

Произвольная память помогает ребенку запоминать что-то с помощью волевого усилия. Это упрощает жизнь и детям, и родителям, но существует одно условие, которое следует учитывать при попытке задействовать произвольную память. Ребенок должен быть заинтересован в том, чтобы что-то запомнить.

Ситуация: Нужно выучить цифры.

Два варианта стимуляции памяти:

1) Это просто нужно. Ребенку неинтересен процесс, запоминание вряд ли будет успешным.

2) Он получит «звездочку» от воспитателя за правильное выполнение задания. Активизируется произвольная память, ребенок хочет отличиться, а значит, постарается запомнить все, что нужно.

Когда школьник начинает обучение, поток информации, который он обрабатывает, возрастает многократно. Ребенку приходится отсеивать ненужное, выбирать и запоминать самое важное. Произвольная память тут придется кстати.

На тренировку процесса сравнения и анализа направлено выполнение домашних заданий. Кроме того, постоянное повторение материала переведет его из кратковременной памяти в долговременную.

Ребенок запоминает информацию путем повторения

Есть 3 шага к запоминанию любой информации надолго:

1) Впечатление.

Чтобы получить впечатление от информации, на ней нужно сосредоточиться и перестать обращать внимание на внешние раздражители. Либо информация сразу должна произвести на ребенка впечатление – именно так запоминаются какие-то яркие вещи или страшные рассказы.

2) Повторение.

Успешнее всего запоминание проходит, когда интервалы между повторениями составляют 15 минут. То есть большой текст или другую информацию нужно разделить на части и повторять последовательно через каждые четверть часа. Перед тем, как ответить на уроке или сделать домашнее задание по пройденной теме, запомненное нужно еще раз повторить.

3) Ассоциации.

Есть специальная система запоминания через ассоциации. Ребенку нужно найти ассоциацию с заучиваемой информацией, которая затем при необходимости пробудит воспоминание.

Почему важно повторить пройденное на уроке

Это позволяет стимулировать процесс мышления и разобраться в материале. Есть еще несколько аргументов в пользу обновления полученной информации:

  • Развивается память, образуются новые нейронные связи.
  • Появляется концентрация внимания на изучаемом объекте.
  • Углубляются и проверяются уже полученные ранее знания.
  • Осуществляется систематизация получаемой информации.
  • Оттачиваются и доводятся до автоматизма навыки.
  • Запоминается выбранная информация.
  • Определяются непонятные места в пройденном материале.

Как помочь ребенку повторить и усвоить пройденное на уроке?

Не стоит давить на сына или дочь, постоянно заставляя отчитываться в том, что ребенок сделал и как именно выполнил домашнее задание. Будьте спокойнее и мудрее, станьте другом.

Повторение урока можно превратить в игру

1) Больше общайтесь. Спрашивайте, как прошел день, внимательно слушайте, задавайте вопросы о том, что было в школе и что нового ребенок узнал.

2) Стимулируйте повторение наглядными материалами. На холодильник можно повесить яркую таблицу умножения, а в коридоре на двери – плакат с правилами русского языка. Каждый раз, когда ребенок обувается, он будет видеть их и непроизвольно повторять материал.

3) Помогайте с уроками, когда он просит о помощи. Нельзя полностью отстраняться от проверок домашнего задания, но и давить на ребенка тоже нельзя. Предложите ему сделать работу самостоятельно, а если видите, что у него не получается, немного помогите. Только не выполняйте все за него.

4) Организуйте правильное рабочее место. У школьника должен быть свой стол. Найдите время, когда его ничего не будет отвлекать от занятий.

5) Пользуйтесь современными технологиями. Производители компьютерных игр и ПО готовы предложить обучающие программы, которые в игровой форме позволят ребенку выучить иностранный язык, освоить математику или химию. Это интересно и полезно.

6) Помогайте найти практическое применение информации. Ребенок не понимает, зачем ему нужна математика? Отправьте его в секцию моделирования – там нужно будет сделать расчеты, чтобы получить результат. Не хочет заниматься физикой – клуб юных ученых докажет, что наука может быть очень увлекательной.

7) Мотивируйте и хвалите. Не забывайте отмечать даже маленькие успехи вашего ребенка, награждайте его поездками и развлечениями за достижения в учебе.

8) Хорошо кормите ребенка и давайте ему отдохнуть. Правильное питание, здоровый сон, занятия физкультурой и игры на улице сделают для вашего ребенка больше, чем многочасовое повторение материала сразу после школы. Уставший мозг все равно не запомнит нужной информации и придется возвращаться к началу.

Итак, повторение пройденного материала необходимо для того, чтобы понять информацию, запомнить и научиться применять ее на практике.

Автор: Ольга Шмачина

Руководитель методического отдела сети центров «Амакидс».