14 Окт 2017
Поделиться: 10
0

Умственное развития у детей раннего возраста: особенности и рекомендации

Автор: Владимир Федяй

Развивающие занятия, особенно для детей раннего возраста, направлены на стимуляцию познавательной деятельности, на развитие речи, внимания, воображения, мышления, умения поддерживать диалог. Все это облегчает адаптацию ребенка в социуме, где он будет применять полученные знания на практике.

С какого возраста стоит начинать занятия для умственного развития ребенка?

В России, как и в большинстве других стран, дети поступают в школу с 7 лет. Все обучающие и развивающие методики, которые применяются в более раннем возрасте, рассматриваются как ранние.

Родители делятся на два лагеря: за и против раннего развития малышей. Первые уверены: чем раньше начать занятия, тем умнее вырастет малыш. Вторые же утверждают, что ранние умственные нагрузки вредят малышу и лишают его детства.

С точки зрения науки в первые семь лет жизни мозг наиболее активен. Это не означает, что дети старше семи лет глупее или хуже воспринимают информацию. Просто в раннем возрасте они больше тянутся к знаниям.

Если своевременно поддержать тягу малышей к знаниям, можно добиться лучших результатов в начальной школе

Методики и способы раннего развития

Чтобы приступить к занятиям, родителям не обязательно иметь специальное образование. Достаточно придерживаться простых принципов:

  • Все занятия должны проходить в игровой форме. Например, вместо «нарисовать линию» предложите малышу «помочь добраться пчелке к своему домику». А арифметические манипуляции можно выполнять в яблоках, конфетах и прочих вкусных и интересных единицах.
  • Занятия не должны быть продолжительными и утомительными. Для годовалого малыша достаточно нескольких минут. Если не утомлять ребенка, к трем годам он с удовольствием будет заниматься 15-20 минут.
  • Занятия должны проходить в спокойной обстановке и приносить удовольствие и родителям, и малышу. Слово «обязательно» в контексте выполнения заданий для детей дошкольного возраста не должно фигурировать. В ином случае положительно результата и ожидаемого эффекта от уроков не будет.
  • Как показывает практика, у родителей, для которых развитие ребенка является навязчивой идеей, занятия не приносят желаемого результата. Прежде всего, они должны четко понимать, для чего занимаются с ребенком и какую цель преследуют. Зачастую они сравнивают малыша со сверстниками, стараются сделать все, чтобы обогнать их. Нужно учитывать настроение и способности ребенка: если занятие «не идет», значит, его необходимо перенести.

При выборе развивающей методики важно учитывать еще несколько факторов:

  • Способность запоминать особенно активно развивается в первые годы жизни. В этот период приветствуются задания для тренировки памяти: разучивание стишков, песен, пересказ сказок.
  • В возрасте от года до трех у ребенка закладывается устная речь. Поэтому важно дать возможность ему «высказываться», активно участвовать в диалоге. В этом возрасте малыш хорошо воспринимает родной и иностранные языки.
  • С рождения до 5,5 лет активно происходит сенсорное развитие: умение слышать, видеть и ощущать.

Ознакомьтесь с работами Марии Монтессори. Описанные в них периоды развития ребенка общепризнаны педагогами.

Как раскрыть потенциал ребенка

Склонности к тому или иному виду занятий у детей проявляются в разном возрасте. Специалисты по раннему развитию не берутся утверждать, когда же именно малыш проявит явно выраженный интерес, но могут провести тесты в игровой форме на определение этого интереса. Если ребенок проявляет примерно равную активность во всех сферах, наблюдайте за ним внимательнее, привлекайте к разного рода деятельности, оценивайте скорость выполнения заданий и уровень вовлеченности.

После выявления скрытого потенциала поддерживайте интерес малыша к этой деятельности: приобретите материалы и экипировку, запишитесь в тематический кружок или секцию.

Катание на роликах или велосипеде, работа с глиной, любовь к рисованию – поддерживайте начинания вашего ребенка

Взаимосвязь раннего развития с последующим формированием личности ребенка

Основным аргументом против занятий для раннего развития ребенка называют «отсутствие счастливого детства». Это мнение ошибочно: развитие умственных способностей происходит и без специальных занятий, когда родители разговаривают, играют с ребенком, поддерживают его интерес и не ограничивают познавательную деятельность. Дополнительные методики только стимулируют малыша, а родителям помогают определить правильное русло, куда направлять свое внимание и силы.

Детей, с которыми занимались с младенчества, можно определить уже к трем годам: умение концентрироваться у них лучше, а информацию они обрабатывают быстрее. В школе они тоже выделяются: процесс обучения дается им проще, они быстрее сверстников учатся читать, писать и считать, удивляют дисциплинированностью и воспитанностью.

Умственное развитие ребенка и факторы, благотворно на него воздействующие

Некоторые родители уверены, что достаточно отдать ребенка на развивающие курсы под опеку педагогов, и он начнет правильно и своевременно развиваться. Психологи утверждают, что положительно на развитии сказывается вовлеченность родителей в процесс и их участие в программах развития.

Важно не перегружать малыша новыми впечатлениями: поступать они должны порционно и соразмерно возрасту. Так, совсем маленьким детям достаточно черно-белых картинок. В возрасте полугода уже можно исследовать контрастные цвета, а к году дополнять изображения мелкими деталями.

Давно доказана взаимосвязь умственного развития с физическим. Ребенок, которому обеспечено правильное питание, полноценный сон и физическая активность, легче познает азы наук. А вот малыши с хроническими заболеваниями и ослабленным иммунитетом отстают. Поэтому важно уделять внимание всестороннему развитию: как умственному, так и физическому.

Важно не перегружать малыша информацией: это приведет к противоположному результату

Какие методики рекомендованы для раннего умственного развития?

Сегодня в распоряжении родителей множество школ раннего развития. Некоторые являются приверженцами конкретных методик, но большинство предлагают компиляцию из разных направлений. Специалисты рекомендуют отдавать предпочтение второму варианту: ведь разные виды деятельности задействуют и стимулируют разные отделы мозга, что особенно хорошо для детей в возрасте от 1,5 до 4 лет.

Все действия, направленные на умственное развитие, должны практиковаться не только в школах или центрах, но и дома. В этом есть большой плюс: совместные занятия положительно сказываются на отношениях и психоэмоциональном состоянии малыша.


Автор: Владимир Федяй
Автор методики и основатель сети центров Смартум&Амакидс.
	Ашберн
Ваш город
Ашберн
Ваш город определен как
Ищете другой город?