11 Сен 2017
Поделиться: 10
0

Зубрежка и запоминание: дань прошлому или необходимый элемент обучения

Автор: Василенко Александра Афанасьевна

Система образования в дореволюционной Российской империи не отличалась разнообразием методов и приемов, призванных сделать учебу хоть немного интересной. И не последняя роль в этом длительном и откровенно скучном процессе отводилась зубрежке – многократному повторению пройденного материала. Необходимость в запоминании информации была вызвана несколькими причинами, среди которых:

  • Крайне ограниченная, по сравнению с современной, программа уездных или церковно-приходских училищ. От учеников требовалось овладеть основами счета и грамматики, а также законом Божьим – достаточно небольшой объем знаний, который можно закрепить в памяти зубрежкой.
  • Ученики сельских школ могли увидеть учебник в лучшем случае в руках учителя (это же касалось и Святого Писания), соответственно, весь учебный материал приходилось воспринимать на слух и пытаться хоть как-то запомнить. Книги для большинства оставались предметом роскоши, а не средством обучения.
  • Отсутствие индивидуального подхода к учащимся и различных методов оценивания, в результате чего ответы на экзамене оригинальностью не отличались.

Репин И. Е. Приготовление к экзамену

Две стороны одной медали: плюсы и минусы зубрежки

Устаревшая образовательная система ушла в прошлое, и сегодняшних школьников учат воспринимать материал с помощью современных методов обучения, направленных на творчество и гармоничное всестороннее развитие личности. Тем не менее, хотя многократное повторение и зазубривание не является основополагающим методом обучения, оно нашло свое применение при изучении некоторых предметов.

Преимущества запоминания

Сегодня от учеников не требуют знать на память конспект или учебник, но зубрить те или иные правила приходится при изучении большинства предметов школьной программы. Не исключение из них:

  • Русский язык и литература. Для того чтобы писать без ошибок, одной зрительной памяти в комплекте с начитанностью мало – необходимо запомнить орфографические и пунктуационные правила со всеми нюансами и исключениями. И если в начальных классах это коварный мягкий знак в -тся/-ться, то позже приходится столкнуться с непростым синтаксисом. В школьном курсе литературы ученикам задают учить и рассказывать стихотворения, отрывки из прозы, а также запоминать сюжеты произведений, краткую биографию писателей.

Развенчиваем популярный миф. Такого понятия, как врожденная грамотность, не существует, поскольку ребенок осваивает язык по мере того, как знакомится с миром вокруг себя и учится коммуницировать с окружающими. Впрочем, абсолютная грамотность не исключена – в тех случаях, когда человек много читает и обладает хорошей зрительной памятью.

  • Иностранные языки – чтобы иметь возможность свободно заговорить на другом языке, вначале придется овладеть словарным запасом, зазубрить правила и исключения, поработать над произношением.
  • История – если примерную канву событий еще можно удержать в памяти без многократного повторения, то имена отдельных выдающихся личностей и даты важных событий проще заучить.
  • Зубрить формулы и правила придется и при изучении точных наук – геометрии, алгебры, физики, химии, которым отводится заметная роль в школьной программе.

Запоминание и мотивация

Конечно, мало кому монотонная зубрежка и попытки запомнить исключения из правил русского языка или список кораблей из «Илиады» кажутся увлекательным занятием, но от него есть положительный эффект – это отлично тренирует память. Подобный эффект, только более значительный, можно получить от занятий ментальной арифметикой, которые проводятся в Академии развития интеллекта для детей и взрослых Smartum.

Интересно, что передающаяся из поколения в поколение своеобразная традиция зубрить материал в ночь перед экзаменом не принесет желаемого результата, если знания нужны не на один день. Выученная информация забывается так же быстро, как и запомнилась, поэтому если предмет в дальнейшем пригодится, то лучше посвятить больше времени на изучение.

Зубрить нельзя иначе…

Образование сегодня кардинально отличается от того, что было еще несколько десятилетий назад. Современным ученикам приходится усваивать все более возрастающий объем информации, причем не механически зазубривать материал, а осваивать его – уметь воспринимать, анализировать и делать логические выводы, мыслить, находя нестандартные подходы к решению заданий. В связи с новыми требованиями стали заметны недостатки запоминания, среди которых:

  • Ограниченность временных ресурсов учащихся – информации для запоминания может быть слишком много, а часов в сутках от этого больше не станет.
  • Ученики и студенты не видят необходимости зубрить даты или формулы, когда под рукой смартфон со свободным доступом в интернет, где можно за считанные минуты найти всю необходимую информацию.
  • Выученные шаблоны могут препятствовать поиску нестандартных решений и творческих подходов.
  • Для того чтобы овладеть любым предметом – будь то алгебра, неорганическая химия или зарубежная литература – не нужно дословно знать учебник, а достаточно мыслить логически, проводить практические эксперименты и заниматься своим интеллектуальным развитием.

Сегодня успех в обучении зависит не от зубрежки, а, в первую очередь, от того, сумеет ли найти учитель индивидуальный подход к каждому ребенку.

Автор: Василенко Александра Афанасьевна
Дефектолог, логопед, руководитель Смартум&Амакидс Украина.
	Ашберн
Ваш город
Ашберн
Ваш город определен как
Ищете другой город?