05 Сен 2017
Поделиться: 10
0

Ребенок и домашние обязанности: когда и с чего начинать прививать любовь к порядку

Автор: Шмачина Ольга Евгеньевна

Первые стремления к самостоятельности у маленького человека появляются в возрасте 2–3 лет, когда ребенок стремится все делать сам – и одеваться, и есть, и пользоваться предметами быта. Уже на этом этапе родителям важно не ворчать на малыша, что он долго путается в колготках или не может аккуратно есть, а терпеливо учить, как нужно делать правильно, постепенно расширяя круг пока еще несложных обязанностей.

Делая акцент на раннем развитии, современные родители отдают дошколят на разнообразные развивающие занятия, а уже с первого класса школы учебная нагрузка увеличивается по нарастающей, поглощая все больше и больше времени. Соответственно, родители могут снять с ребенка домашние обязанности, полагая, что все его внимание необходимо уделять учебе. Даже если многочасовое сидение за учебниками, в том числе и занятия по особым методикам, таким как мегаскорочтение, приносит желаемый результат, не нужно забывать о гармоничном развитии и осваивать другие навыки, нужные в повседневной жизни.

Первые обязанности для малыша

Ожидать большой помощи от двух- или трехлетнего малыша не приходится, но в этом возрасте он уже вполне может самостоятельно есть, одеваться, обуваться. Да, не всегда это получается с первого раза, а тем более быстро, но не нужно раздражаться и делать все за него, поскольку даже такие, казалось бы, незначительные обязанности способствуют умственному развитию ребенка, его социализации.

С появлением у малыша личного пространства в доме, будь то игровая зона или собственная комната, необходимо приучать и к поддержанию порядка. Так, для игрушек можно приобрести удобный пластиковый контейнер на колесиках с крышкой или специальные яркие мешки, в которые можно сложить разбросанные игрушки, и комната быстро приобретет аккуратный вид. Собирать большие конструкторы удобно на специальных ковриках, затягивающихся по краю шнурком – в таком случае и мелкие детали не потеряются, и убрать активную стройку можно за считанные секунды. Главное, не забывать регулярно напоминать ребенку, что именно на нем лежит обязанность прятать игрушки после игры и этим он помогает родителям.

Уборка в доме: вместе веселее

Заботы и хлопоты: что можно поручить ребенку постарше

Приучая ребенка к самостоятельности, уже с 6–7 лет можно ему доверять не только собирать оброненные книги или игрушки, а давать небольшие поручения, подчеркивая ответственность за их выполнение. Такие обязанности должны быть на регулярной основе и могут включать в себя:

  • уборку в своей комнате – не просто спрятать игрушки в ящик, но и вытереть пыль, вынести пакет с мусором, полить цветы, застелить постель;
  • уход за домашними животными – не забывать налить чистую воду или насыпать корм;
  • следить за своей одеждой – не разбрасывать ее, чистую аккуратно складывать на полку, а грязную относить в корзину.

Сегодня значительную часть привычных домашних хлопот можно выполнить с помощью бытовой техники, безопасной и простой в управлении. Соответственно, школьнику в 10–12 лет вполне можно поручить отсортировать грязную одежду и запустить стиральную машину, помыть посуду вручную или загрузить ее в посудомойку, пропылесосить в доме, разогреть еду в микроволновке или приготовить простые блюда в мультиварке. Такие задания не отнимут много сил и времени, но окажутся полезными во взрослой и самостоятельной жизни.

Подростков уже можно учить рационально вести домашнее хозяйство – вместе составлять список покупок для похода в магазин, показывать, как снимать показания со счетчиков газа, воды, электроэнергии, отправлять оплачивать коммунальные услуги. Главное, не забывать делать это регулярно и каждый раз благодарить ребенка за выполненное поручение, подчеркивая его важность.

Когда в семье детей двое и больше

В большинстве современных семей не более двух детей, и часто родители считают, что вполне могут самостоятельно справиться и со старшим ребенком, и с малышом. А следовательно, не нужно отвлекать старшего от учебы и просить его побыть с младшеньким. Правильно ли это? Скорее нет, чем да, поскольку ситуации, в которых ребенок отыгрывает разные социальные, семейные роли, способствуют его всестороннему развитию. К тому же это для родителей старший всегда остается ребенком, а для младших брат или сестра воспринимаются взрослыми, со своим авторитетом. Близкое общение и совместно проводимое время сближает детей, делает отношения между ними более доверительными, теплыми.

Приобщение ребенка к работе

Трехлетнего малыша вполне можно оставить на пару часов с 10–12-летним старшим, не забыв подробно рассказать, что запрещено и разрешено, и оставив мобильный телефон для экстренных случаев. Подросткам в 14–16 лет можно поручить погулять с младшим, накормить его, отвести или забрать из садика.

Не стоит рассчитывать на то, что ребенок быстро овладеет всеми навыками по ведению домашнего хозяйства и станет незаменимым помощником, а то и нянькой. Но если постепенно приучать малыша к поддержанию в доме чистоты и порядка, к аккуратности и самостоятельности, то результат не заставит себя долго ждать. Не нужно ограждать ребенка от работы и забирать у него из рук тряпку или недомытую тарелку, ворча, что лучше бы шел почитал или подготовился к урокам – лучше похвалить и подсказать, как сделать правильно.

Автор: Шмачина Ольга Евгеньевна
Руководитель методического отдела сети центров «Амакидс»
	Ашберн
Ваш город
Ашберн
Ваш город определен как
Ищете другой город?