Развитие без границ
10.08.2019
Поделиться: 0
  • Facebook
  • Vkontakte
429

Что дает ментальная арифметика детям с аутизмом?

Ментальная арифметика, в отличие от занятий по стандартной школьной программе, подходит не только здоровым детям, но и тем, кто имеет определенные психические отклонения. Как влияют занятия на детей с расстройствами аутического спектра и почему обязательно нужно попробовать?

До середины 20-го века аутизм определяли, как особый тип мышления, то есть людей, которые не могли взаимодействовать с социумом, называли странными и закрытыми. Более серьезные проявления аутизма считались психиатрической проблемой, их лечили медикаментозно, нередко в стационарах закрытого типа.

Что такое детский аутизм и как он проявляется?

Аутизм у детей выявлялся достаточно давно, но впервые симптомы болезни были систематизированы врачами США в 1943 году, тогда же появился термин для обозначения болезни. До этого момента детям-аутистам ставили самые разные диагнозы, от синдрома недостатка внимания до серьезных психических отклонений.

Согласно социологическим исследованиям, аутизмом в разной степени страдает каждый 68-й ребенок (58-й мальчик и 105-я девочка). В Белоруссии каждый год появляется на свет больше тысячи детей с расстройствами аутического спектра.

Ребенок с РДА не склонен контактировать с кем-либо, он полностью погружен в свой внутренний мир. Игры со сверстниками, похвалы взрослых, развлечения или обучение не интересны ему, а иногда заставляют впадать в состояние, схожее с кататонией.

особенности развития детей аутистов

Аутизм у детей. Признаки

Почему у человека проявляется это заболевание, медики ответить не могут, самые популярные версии – наследственность или сбой в генетическом коде. Основной признак аутизма во взрослом возрасте – отсутствие правильного взаимодействия с социумом. Есть еще несколько симптомов:

1) Отсутствие эмоций и непонимание чужих эмоций. Если используются общепринятые ритуалы сближения или благодарности – объятия, поцелуи, подарки – то аутисты следуют тем правилам, которые заметили у окружающих, самостоятельной потребности выражать эмоции у них нет. Иногда это выглядит странно и неуместно.

2) Проблемы с общением. Сложно начать разговор, завязать дружеское общение. Речь часто бедная, не насыщенная метафорами или интонационной окраской.

3) Нерушимые ритуалы. Есть у аутистов определенные схемы для всего, начиная от расположения книг на полках, заканчивая периодичностью употребления определенных блюд в течение недели. Если их нарушить, то человек переживает сильный стресс, с которым иногда не может справиться самостоятельно.

При этом люди с аутическим расстройством часто обладают определенными талантами в самых разных областях, например, хорошо рисуют или решают сложнейшие математические задачи. Если родители заметили способности ребенка и помогли их реализовать, то он может добиться больших успехов.

как развивать ребенка аутиста

Как понять, что у ребенка аутизм?

1) Он предпочитает одиночество, сводит контакты с миром к минимуму осознанно, стремится уйти от компании детей или взрослых, если они пытаются с ним заговорить.

2) Ребенок не использует жесты, мимику, кажется абсолютно безэмоциональным. У других людей он также не различает эмоций, изменения психологического состояния. Если на ребенка накричать, это ничего не изменит, он просто не поймет, что вы злитесь.

3) Маленький аутист будет бурно реагировать на любое изменение привычного состояния окружающей действительности. У ребенка есть ритуалы, которые нельзя прерывать; вещи стоят на определенных местах, сдвигать их нельзя.

4) Есть проблемы с речью. Ребенок или имеет задержку речевого развития, или просто предпочитает не контактировать с миром с помощью голоса или письма, но при этом абсолютно развит по возрасту, а иногда и опережает сверстников.

Расстройства аутического спектра, в отличие от большинства детских заболеваний, не имеют четко выраженной симптоматики. У ребенка не обязательно будут проявляться все признаки аутизма. Медики делят РДА на 4 типа.

1 тип

Эти дети не контактируют с окружающим миром. Первые признаки заболевания можно заметить через пару недель после рождения крохи – ребенок не ловит взглядом людей, не улыбается родителям. В будущем, он не будет проситься на ручки, с ним сложно будет взаимодействовать даже родным

2 тип

Дети с таким типом аутизма более восприимчивы к окружающему миру, они не отвергают его, а используют выборочно. У ребенка будут любимые продукты, игры, занятия, ритуалы, которые нельзя менять или прерывать. В противном случае родителей и тех, кто посмел нарушить привычный ход вещей, может ждать не только истерика, но и агрессия со стороны маленького аутиста

3 тип

Самый неприятный тип болезни и для ребенка, и для окружающих. Дети конфликты, склоны к причинению вреда и саморазрушению. Часто в рисунках или ритуалах ребенка появляются мистические, страшные или отталкивающие мотивы. Контакты с миром минимальны

4 тип

Очень ранимые дети, которые находятся в стрессе от взаимодействия с окружающим миром. Родителям придется обеспечить малышу постоянное ощущение безопасности, комфорта; принять все его ритуалы и следовать желаниям. В противном случае, ребенок может заболеть, замкнуться или причинить себе вред

особенности развития детей аутистов

Как аутизм влияет на развитие и способность к обучению?

Развитие ребенка-аутиста происходит не так, как у других детей. Он сложно воспринимает стандартные формы обучения, но иногда способен к невероятному саморазвитию в выбранной области. Родителям нужно понимать, что внимание маленького аутиста рассеянное, он может чем-то увлечься, но быстро устает.

Интересно работает память ребенка. В его голове информация хранится блоками. То есть он не может установить причинно-следственную связь, но может включить в нужный момент то или иное воспоминание и использовать его. Именно поэтому детям с РДА так неприятно любое нарушение устоявшегося порядка вещей, они просто не понимают, что теперь делать, ведь только что возникла ситуация, о которой он ничего не знает.

Мышление аутистов причудливо, как и воображение. Они могут планировать свои действия, находить общие признаки у предметов и явлений, но при этом редко способны пересказать или дофантазировать историю. Они могут часами разговаривать сами с собой, петь песни, рассказывать стихи, но стоит попытаться вывести малыша на диалог, и в ответ вы получите те же самые фразы из любимых мультфильмов или песенок, не подходящие к контексту. Речь они воспринимают, но реагируют по-своему, иногда на близких людей может быть отклик, а вот чужакам грозит полное отторжение.

как развивать ребенка аутиста

Как правильно развивать ребенка с аутизмом?

Родители должны учитывать особенности развития детей-аутистов. Они вполне обучаемые, если с раннего возраста заниматься их развитием. Все усилия направляются на восстановление социально–адаптационных навыков с помощью специальных упражнений и развивающих игр.

Поскольку каждый ребенок-аутист особенный, коррекционную программу подбирают индивидуально. Но помимо развивающих занятий, необходимо обеспечить ребенку правильный контакт с родителями. В общении с малышом должны быть исключены паника и равнодушие.

Полноценному развитию аутиста будут способствовать:

  • Полное принятие состояния малыша.
  • Составление плана задач на каждый день.
  • Ежедневное обучение ребенка правилам поведения в быту имморальным аспектам.
  • Обеспечение комфортных для ребенка условий.

С помощью развивающих упражнений ребенок-аутист будет учиться не только находить контакт с другими людьми и внешней средой, но и познавать быт. Занятия будут помогать ребенку найти свое место в мире, перестать испытывать испуг в новых условиях, адекватно принимать изменения вокруг себя.

Особенности обучения

Мама и папа должны знать, как развивать ребенка-аутиста. Обучение аутистов основывается на четко продуманных шагах:

  • Создание четкого графика. Необходимо избегать непредсказуемых упражнений, игр, которые будут пугать ребенка. Лучше повесить на стене график в рисунках, что ребенок знал, чего ему ожидать.
  • Обучение социальному моделированию. Детей-аутистов необходимо знакомить с эмоциями, мотивировать их, обучать навыкам поведения, которые здоровые дети приобретают инстинктивно. Это можно делать с помощью чтения книг, обсуждению действий других людей.
  • Использование приема фиксирования. Аутисты часто фокусируют внимание на одном предмете, что можно выгодно использовать в обучении. Например, если мальчик любит машинки, можно с их помощью изучать цвета, географию с помощью большой карты, правила движения и др.

особенности развития детей аутистов

Почему аутисту стоит заниматься Ментальной арифметикой?

Традиционная система обучения редко интересна аутисту, он будет изучать только то, что выберет сам. Конечно, дети с РДА могут заниматься обычной школе, но и дополнительное развитие им необходимо.

Ментальная арифметика для аутиста хороша не только тем, что помогает понять основные принципы решения задач и примеров, но и воздействием на оба полушария мозга. Некоторые врачи предполагают, что проблема аутизма кроется в плохом взаимодействии полушарий, а во время занятий связи между ними будут укрепляться.

Ребенку понравится возможность свести контакты с преподавателями и другими учениками к минимуму, для тренировки нужен только компьютер. К тому же, возможные математические таланты раскроются быстрее, ведь заниматься будет комфортнее.

Занятия ментальной арифметикой могут изменить жизнь ребенка, преобразить ее и стать фундаментом для развития будущего математика, конструктора, архитектора, инженера, художника.

Рекомендации родителям ребенка-аутиста

  • Практикуйте визуальное общение. Существует специальная система PECS, которая позволяет общаться с ребенком при помощи карточек с изображениями.
  • Выражайте мысли как можно проще. К примеру, ребенку сложно понять длинное предложение, поэтому необходимо выражаться лаконично — «Гулять», «Читай», «Подойди».
  • Избегайте двусмысленных фраз. Ребенок не поймет, если вы скажите, что у вас раскалывается голова. Он будет воспринимать все буквально.
  • Научитесь ждать. Детки с аутизмом обдумывают все значительно дольше, поэтому после того, как вы его что-то спросите, ему может потребоваться определенное время, чтобы ответить или выполнить поручение.