Развитие без границ
+375 29 104 58 00
+375 29 844 58 00
Пн-Пт С 9.00 ДО 18.00
28.05.2018
Поделиться: 8
  • Facebook
  • Vkontakte
3579

Математика без зубрежки: как организовать систему занятий?

Негативное отношение к математике может проявиться уже через несколько месяцев после поступления в первый класс. Дети, не получившие адекватной дошкольной подготовки, пасуют перед числами, вызубривают наизусть примеры, не понимая сути арифметических действий. Пробелы в знаниях, отставание от сверстников нарастают, как снежный ком. Ситуация усугубляется, если родители ругают ребенка за плохие оценки, не пытаясь найти источник проблемы и справиться с ней.

Что же такое зубрежка?

Зубрежка – это запоминание материала без опоры на его смысл, это многократное механическое повторение с целью запомнить. Этот метод запоминания считается неэффективным. Почему?

К сожалению, материал, изучаемый таким образом, очень быстро забывается, если вскоре после экзамена, проверочной работы, урока не засесть за учебники и осознанно не проштудировать все, что училось в таком «ускоренном» темпе. Ведь основная задача при зубрежке – постараться не забыть выученное до урока, экзамена или контрольной. Это, скорее всего, вынужденный способ подготовки, наподобие скорой помощи, когда нет возможности основательно разобраться в теме.

В каких случаях зазубривать нужно?

Есть случаи, когда зазубрить материал просто необходимо. Это касается исторических дат, математических формул и теорем, стихотворений на урок литературы. Здесь можно даже не понимать того, что учишь. Главное – выучить.

как выучить без зубрежки

В каких случаях зазубривать не нужно?

При росте объёма знаний уменьшается количество того, что необходимо запоминать слово в слово. Требования к качеству образования человека сегодня достаточно высокие, одного механического запоминания недостаточно. Ученики и специалисты должны не просто запоминать материал, но и уметь думать: делать выводы, логически и творчески мыслить, находить нестандартные пути решения проблем. Школьник должен знать, где он может найти информацию, как её использовать, где применить полученные знания.

Польза от зубрежки

Зазубривание иногда бывает полезно. Вспомните, как выучить без зубрёжки хоть один предмет в школе?  Ответ: такого предмета не существует.

Например:

  • Родной язык. Есть дети, которым повезло иметь хорошую зрительную память. Они могут запоминать правильное написание слов в процессе чтения, а затем на листе воспроизводить усвоенное (именно это понимают под врожденной грамотностью). Однако подавляющее большинство правил любого языка требует запоминания. Врождённой грамотности не существует. Это такой же миф, как и врождённое знание языка. Ребенок не рождается, зная тот или иной язык. Он усваивает его постепенно в процессе общения с другими людьми.  Абсолютная грамотность присуща тем людям, которые любят читать и имеют хорошую зрительную память. Они просто пишут так, как отложилось у них в сознании во время чтения. Даже не зная правил, они будут писать грамотно.
  • Литература. Главное в изучении произведения – это понять его содержание, суметь услышать автора. Но даже в литературе не обойтись без зубрёжки – годы жизни писателя, даты написания произведений, стихи, отрывки – всё это ученикам приходится заучивать.
  • История. Не обойтись без зубрёжки дат, важных исторических событий, имён правителей, периодов.
  • Алгебра, геометрия, физика, химия – это науки, требующие точных расчётов, поэтому школьникам приходится зубрить многочисленные формулы, аксиомы и теоремы.
  • Иностранный язык. Изучение иностранного языка предполагает заучивание бесконечных списков слов, правил их написания, склонения. А чтобы овладеть языком в совершенстве, придется ещё и запоминать многочисленные устойчивые выражения и исключения из правил.

Конечно, трудно представить себе занятие более скучное, чем зазубривание неправильных глаголов в английском языке или формул по физике.  Однако пользы подобная зубрёжка приносит массу. Речь идет не только об усвоении новой информации.  В процессе заучивания тренируется мозг. 

без зубрежки

Как выучить математику без зубрежки?

Без зубрежки выучить математику можно. Обычно трудности с математикой возникают у детей, плохо понимающих состав числа. Если время, когда нужно было посещать развивающие занятия, тренироваться дома, упущено, исправлять ситуацию нужно с устранения именно этого пробела.

Посоветуйте ребенку начинать выполнение домашнего задания именно с этого предмета. Понаблюдайте, почему он не может решить пример. Продублируйте ситуацию на игрушках. Убедитесь, что чадо понимает процесс сложения и вычитания, а не просто пытается заучивать действия.

Детские психологи и педагоги советуют, как выучить без зубрежки математику:

  • отмечать даже маленькие успехи;
  • набраться терпения, не кричать на ребенка, избегать обидных ярлыков, таких как «лентяй», «бездарь»;
  • составить список наиболее сложных тем;
  • отрабатывать их постепенно, с проверкой промежуточных результатов, повторением;
  • переходить к следующей теме только после усвоения предыдущей.

Ребенок должен быть заинтересован в тренировках. Расскажите ему о великих ученых, о том, каких достижений удалось достичь людям при помощи математических расчетов, дайте понять, что не любить математику – немодно, несовременно.

Родителям, не уверенным в своих педагогических способностях, можно посоветовать пригласить репетитора. Неплохой вариант – обучение устному счету по авторским методикам. Сегодня активно обсуждается польза ментальной арифметики, курса для дошкольников, школьников, после прохождения которого появляется навык быстрого устного счета, наблюдается резкий скачок в интеллектуальном развитии.