Развитие без границ
+375 29 104 58 00
+375 29 844 58 00
Пн-Пт С 9.00 ДО 18.00
11.01.2018
Поделиться: 3
  • Facebook
  • Vkontakte
6566

Пространственное мышление и ментальная арифметика

С раннего возраста у ребёнка нужно развивать пространственное мышление. Чем раньше, тем лучше. Это необходимо для становления интеллектуальной личности.

Что такое пространственное мышление?

Пространственное мышление у детей – это вид мыслительной деятельности, в ходе которого создаются пространственные образы и происходит оперирование ими для решения задач. Развитие этого вида мышления начинается с 3-4 лет. Даже после 30 лет человек может существенно улучшить свои способности представления образов в пространстве.

Ориентация в пространстве – это не просто умение найти дорогу в малознакомой местности, и не только безошибочное определение того, где «право», а где «лево». –

Хорошо развитое пространственное мышление необходимо для освоения таких профессий, как архитектор, дизайнер, летчик, моряк, а также модельер. Везде, где нужно умение представлять образы, менять в воображении пространственные объекты, потребуется этот вид мышления.

развитие пространственного мышление у детей

Для чего нужно пространственное мышление?

Развитие пространственного мышления у детей просто необходимо. Такое мышление необходимо для ориентации в пространстве, создания в голове образов, которые нужны для решения различных задач. Дети должны уметь правильно воспринимать формы, размеры предметов и то, как они движутся в пространстве.

В процессе обучения родители прививают ребёнку следующие навыки:

  • ребёнок должен знать направления – вперёд-назад, вверх-вниз, влево-вправо,
  • уметь определить расположение другого человека или предмета по отношению к себе и вообще в пространстве,
  • знать левую и правую стороны и определять стороны горизонта, ну и, разумеется, ориентироваться на плоскости.
  • уметь воспроизводить изображения.

Как развить пространственное мышление?

Родители должны знать, как развить пространственное мышление у ребенка. Пространственное мышление развивается поэтапно. На каждом этапе свой уровень трёхмерного мышления – изначально малыш в воображении собирает домик из кубиков, а дальше, по мере роста, уже конструирует 3 D изображения.

Этапы:

  • До трёх лет. На этой стадии ребёнок учится воспринимать образы, звуки и запахи. Формируется навык определения своего положения в пространстве. Ребёнок может выполнять простые задания: рисовать фигуры, соединять точки, собирать фигуры из счётных палочек, лепить из пластилина.
  • С трёх до пяти у ребёнка на интуитивном уровне закладываются определение субъектов в многогранном пространстве и понятия «большой», «маленький». Формируется навык определять форму. Ребёнок уже может перерисовать несложный рисунок, сравнивает изображения. 
    Здесь в числе упражнений для развития – создание аппликаций, фигурок из бумаги, дорисовка эскизов.
  • С 5 до 7 лет ребёнок уже может самостоятельно улучшать объекты – дорисовывать, достраивать. Здесь нужны задания на внимательность, графические задачи, логические игры, которые развивают мозг, в частности пространственное и образное мышление: шахматы, шашки и т.д.

развитие пространственного мышление у детей

Игры и упражнения, которые смогут помочь ребенку в развитии

Мама и папа должны знать, как научить ребенка пространственному мышлению. В этом им помогут специальные игры и упражнения.

Играйте в игры, где нужно найти лишний предмет, поиграйте в прятки или спрячьте игрушку, чтобы ребёнок по подсказкам затем нашёл её. Когда ребенок станет постарше, привлеките настольные игры, шахматы.

Разных игр и занятий, которые сделают из вашего ребёнка гармоничную личность великое множество: конструкторы, оригами, спортивные игры, лепка, рисование, ментальная арифметика и т.д.

Начните развивать интеллект ребёнка с раннего детства и в начальную, и среднюю школы он пойдёт уже подготовленным.

Уже дальше с ребёнком работают учителя в школе: дети копируют рисунок, составляют карты, моделируют и собирают строения и технику. Развивают пространственное мышление и подвижные игры: например, все игры с мячом, воланчиком, фрисби.

как развить пространственное мышление у ребенка

Польза от ментальной арифметики для развития пространственного мышления у детей

В этом же возрасте можно ввести в процесс воспитания ребёнка обучение в виде игры. Например, уроки ментальной арифметики.

Ребёнок сначала работает с материальными косточками абакуса нанизанными на спицы, а затем эти манипуляции производит в воображении. Это развивает и пространственное мышление, гармонично будет влиять на развитие творческого и логического полушарий мозга, улучшит память, а также скорость восприятия и обработки информации.

Влияние ментального счёта на развитие интеллектуальных способностей у детей очень масштабное:

  1. Малыши учатся делать подсчёты (умножать и складывать, вычитать и делить) так же быстро, как думают.
  2. Развивается правое полушарие и те способности, за которые оно отвечает: образное восприятие информации, воображение, интуиция, творческие задатки.
  3. Тренируется левое полушарие, развиваются рациональные свойства ума: анализ, логика, буквальное (вербальное) восприятие.
  4. Потребность взаимодействия в ходе решения арифметических задач способствует синхронизации полушарий. Это даёт возможность ребёнку использовать весь потенциал своего интеллекта, комплексно рассматривать задачи (проблемы) и быстро находить наиболее эффективное решение.

Ментальная арифметика делает ум ребёнка быстрым, готовым к решению сложных задач, развивает способность самостоятельно мыслить, делать выводы, помогает добиваться больших успехов.

как развить пространственное мышление у ребенка

Польза ментальной арифметики состоит в том, что:

  • детям интересно на уроках ментальной арифметики и соответственно, интересно учиться;
  • время, затраченное на ментальный счёт, окупается многократно, поскольку достигнутые результаты останутся с ребёнком на протяжении всей жизни;
  • умение строить взаимоотношения с людьми – неотъемлемая часть интеллектуального формирования личности, поэтому нормы социального поведения, социальное воспитание стало одним из основных направлений методики;
  • учителя ментальной арифметики – это люди, прошедшие тщательный отбор, доказавшие на деле способность работать с разными детьми, досконально владеющие предметом преподавания;
  • но главная польза ментальной арифметики – открытие детских способностей для самих малышей, позволяющее им эффективно использовать свой потенциал.

Эти занятия нужно продолжать при переходе в другой возрастной этап – от семи лет и старше. В это время дошкольник или школьник уже умеет моделировать предметы в пространстве, составлять представление об объекте при изменении его положения или при взгляде с другой стороны на него. Должен ребёнок и охарактеризовать в устной форме это положение.