Развитие без границ
+375 29 104 58 00
+375 29 844 58 00
Пн-Пт С 9.00 ДО 18.00
28.05.2018
Поделиться: 10
  • Facebook
  • Vkontakte
3579

Устный счет без калькулятора: цель достижима

Все меньшее количество людей утруждают себя устным счетом. Примеры решаются при помощи калькулятора, но мозг при этом не получает тренировки, остается пассивным. Обычному человеку, не вундеркинду, улучшить навыки устного счета можно при помощи регулярных упражнений и терпения. Целесообразно также подобрать специальные развивающие занятия, построенные на авторских методиках. Так как научить ребенка считать в уме?

С какого возраста стоит обучать детей счету в уме?

Важно ответить на вопрос не только как научить ребенка устному счету, но и когда начать это делать. Большинство специалистов считают, что лучшим возрастом является период от 3 до 5 лет. Потому что именно в это время у ребенка количество нейронных связей в голове достигло максимального. Его мозг в этот период наиболее пластичен, любая информация усваивается ребенком гораздо быстрее и эффективнее.

К 4 годам малыш без труда способен освоить элементарные арифметические действия (складывание и вычитание). Уже к пяти годам ребенок может без труда научиться решать простые примеры и задачи.

Неоценимая польза устного счета

Важно понимать пользу навыка, состоящую в следующем:

  • устный счет развивает мыслительную деятельность;
  • при решении примеров укрепляется память, появляется способность концентрировать внимание, воспринимать информацию на слух;
  • люди, свободно оперирующие двух-, трехзначными числами в уме, оказываются в выигрышной ситуации в магазине, при оценке смет, выборе банковского кредита.

Польза устного счета в полной мере раскрывается тогда, когда человек хорошо овладеет этим навыком.

как научить ребенка считать в уме

Устный счет с опорой на состав числа

Родители должны знать, как объяснить ребенку устный счет. Зная состав числа, ребенок может устно выполнить действия по сложению и вычитанию. Понимая, например, что число 8 состоит из 5 и 3, или 1 и 7, или 6 и 2, или 4 и 4, он может не задумываясь решать задачи на сложение и вычитание с этим числом.

Для лучшего запоминания рекомендуется решать с ребенком несложные задания:

  • Раскладывать в 2 коробки определенное количество предметов (например, взять 8 горошин и разложить их в разных вариантах: 5+3, 1+7 и т.д.). Предметы нужно постоянно менять, чтобы у ребенка не пропал интерес.
  • Предложить ребенку дополнить число до нужного. Например, повесить на елку 5 игрушек и попросить дополнить елку до 8 игрушек и т.д.

Дальше нужно усложнять задачу и решать примеры «выходящие» за десяток, например 8+5. Для этого нужно:

  • Дополнить первое слагаемое до 10. То есть, ребенок уже знает, что 10=8+2. То есть, ему нужно из второго слагаемого «забрать» число 2.
  • Он вычисляет, сколько еще нужно добавить (на основе знания состава числа 5 = 2+3);
  • Высчитать 8+2+3=13,

Такой же прием (доведение до 10) ребенок будет применять и при вычитании.

Освоив эти способы, ребенок в дальнейшем будет использовать их при решении примеров с числами в пределах 100 и 1000.

Обучение с помощью заучивания таблиц

Ребенок, осваивая устный счет, должен заучить до автоматизма множество таблиц. Чтобы это было легче сделать, можно использовать раскраски, считалки, песенки и т.д.

Также применяется методика ученого и известного педагога Николая Зайцева. При ней используются приемы эйдетики – придумываются сказки или картинки с использованием образов-чисел.

как научить ребенка устному счету

Использование вычислительных приемов

Обучение детей устному счету очень полезно. Математика – наука, построенная на точных законах. Достаточно запомнить и научиться применять несколько алгоритмов быстрого сложения, вычитания, деления и умножения. Вот несколько правил:

  • при сложении и вычитании используется техника опоры на десяток. Легко сообразить, сколько не хватает до 10 одному из слагаемых, а затем отнять/прибавить разницу к результату. Нужно постоянно тренироваться разбивать большие числа на разрядные слагаемые и оперировать уже с ними;
  • умножение на четные числа – это многократное удвоение;
  • при умножении двузначного числа на 11 нужно по краям поставить число единиц и десятков, а между ними – их сумму;
  • деление на 5 заменяется более простыми операциями – умножением на 10 и делением на 2.

Подробное описание ускоряющих вычисления алгоритмов можно найти в интернет-изданиях, в специальной методической литературе.

Другие методики обучения устному счету

Можно отойти от традиционного сложения и умножения чисел в столбик, визуализируя эти процессы. На данной методике построена система обучения ментальной арифметике.

Вначале арифметические действия производятся при помощи абакуса, древних японских счетов. Затем реальный инструмент заменяется ментальной картинкой. Это позволяет перестроить мышление, делать вычисления быстрее. Кроме навыка устного счета, у слушателей развивается интеллект, повышается скорость мыслительных процессов и восприятия информации, улучшается память.

обучение детей устному счету

Подавление внешних раздражителей

Основная трудность школьников, взрослых людей при устных вычислениях – слабая концентрация внимания. Решить проблему также можно с помощью тренировок. Создавайте для себя искусственные раздражители:

  • попробуйте сделать необходимые расчеты без калькулятора в общественном транспорте;
  • займитесь гимнастикой для ума при работающем телевизоре.

Научиться концентрировать внимание помогают занятия Либерикой. Методика разработана для увеличения скорости чтения. В процессе обучения слушатели отходят от традиционного побуквенного восприятия текстовой информации, учатся читать по вертикали, выделять главные моменты, концентрироваться на сути.

Преимущества методики развития SMARTUM

Ментальная арифметика в «Академии развития интеллекта SMARTUM» сочетает и работу на абакусе, и современные технологии. В частности, упражнения в нашем центре дети выполняют с использованием интерактивной онлайн-системы. Они поданы в игровой форме, а примеры и задачки в разных режимах и на разных скоростях интересны детям и увлекают их, позволяя заниматься с удовольствием.

Первые результаты появляются обычно уже через 2–3 месяца занятий — ребенку становится проще проходить школьную программу, он с удовольствием делает уроки, ему интересно, что будет дальше. При этом курс достаточно гармонично впишется даже в график детей, которые ходят в несколько кружков или секций: 1 занятие в неделю (длится 2 школьных урока) и 15 минут в сутки на проверку и тренировку дома подойдут практически всем.

Вы можете записать ребенка на пробное бесплатное занятие на нашем сайте!