Развитие без границ
10.08.2019
Поделиться: 0
  • Facebook
  • Vkontakte
  • Одноклассники
65

В чем разница между методикой Монтессори и ментальной арифметикой?

В наше время практически все родители прикладывают максимум усилий к раннему развитию детей. Такой активный спрос порождает предложение, и на рынке образовательных услуг сегодня можно найти множество развивающих курсов. К сожалению, не все их можно назвать эффективными и полезными. Согласно отзывам родителей и педагогов, фаворитами остаются ментальная арифметикаи инновационная методика развития Монтессори.

Кто такая Мария Монтессори?

Мария Монтессори — психолог, детский врач и педагог, изучающий особенности поведения детей, по-новому подошла к проблеме неуспеваемости и плохого усвоения информации. Она утверждает, что детский сад и школа с их правилами и ограничениями вызывают больше негативных эмоций у детей. А вот обучение с использованием дидактических материалов, имитирующих реальные предметы, взаимодействие с окружающей средой способствуют непринужденному и быстрому усвоению информации. На основании этого и построена методика Монтессори, практиковать которую можно с 2 лет.

:монтессори методика раннего развития

Основные принципы методики

Сюжетные игры и игрушки погружают ребенка в искусственную среду, ограничивая возможность познавать настоящий мир — так утверждала Мария Монтессори раньше. Сейчас в основе развивающих курсов игровые комнаты, разделенные на тематические зоны. Всего таких зон пять:

  • Зона математики. Здесь собраны тематические пособия, позволяющие усваивать теории о пространственных и количественных понятиях, 3D-макеты геометрических фигур, головоломки.
  • Зона языков. Здесь дети изучают звуки и буквы, вырабатывают навыки чтения и письма.
  • Зона практической жизни позволяет вырабатывать навыки самообслуживания. Благодаря дидактическим материалам дети, подражая взрослым, учатся стирать, гладить, мыть посуду, убирать.
  • Сенсорная зона. В этом классе малыши изучают цвета, форму, размеры и прочие характеристики предметов, разницу между ними. Это развивает мелкую моторику, память, логику, чувственное восприятие.
  • Зона космоса. Данный класс предназначен для изучения мира, законов природы, культур и религий.

Особенность методики Монтессори — отсутствие каких-либо ограничений. Малыши свободно передвигаются, изучают и используют интересные им дидактические материалы. В результате информация усваивается лучше, а усталость и стресс отсутствуют. Вмешательство преподавателя допустимо только по инициативе ребенка, когда он явно требует помощи. Также мягкое вмешательство допускается, если малыш выбрал задачу не по возрасту и это не принесет ему пользу. Во время занятий действует принцип автономии: он эффективнее репрессивных мер.

Монтессори-группы одновременно посещают дети разной возрастной категории, что не мешает им развиваться и находить общий язык.

:методика монтессори

С какого возраста можно использовать методику Монтессори?

Методику Монтессори для детей можно использовать ещё до появления ребенка на свет. Именно твердое решение мамы и папы узнать принципы развивающего метода и желание попрактиковаться в нем, в том числе сформировав дома позитивную атмосферу являются залогом успешного развития и обучения детей.

И все же оптимальным для начала занятий считается дошкольный возраст – от 2 до 6 лет. Потому что именно в это время у ребёнка количество нейронных связей в голове достигло максимального. Его мозг в этот период наиболее пластичен, любая информация усваивается ребёнком гораздо быстрее и эффективнее.

Преимущества методики

Монтессори и ее методика раннего развития имеет свои преимущества. Она помогает развивать в детях множество полезных навыков. Дети учатся самостоятельно решать задачи и бытовые проблемы. Они учатся высказывать свою точку зрения и отстаивать её, а также слушать и уважать других.

Разделение комнаты на зоны помогает педагогам грамотно организовать рабочее пространство, а самим детям – выбрать то, что им действительно по душе. Кроме того, зонирование улучшает самоорганизацию детей.

Недостатки методики

  • Программа направлена на развитие исключительно логического и аналитического мышление, интеллекта, а творческие способности, а также эмоциональная сфера практически не затрагиваются. Иными словами, ребёнок не может раскрыть свой творческий потенциал в условиях методики, а это для раннего возраста считается крайне важным.
  • Нет подвижных и сюжетных игр, а ведь игры играют важную роль в жизни ребёнка дошкольного возраста. Через игры ребёнок познаёт мир, взаимодействуя со сверстниками.
  • Методика в меньшей степени ориентирована на замкнутых, тихих и робких детей, ведь ключевой её момент – это полная самостоятельность. Тем самым, когда малышу понадобится помощь педагога, он просто из-за присущей ему робости не сможет её попросить.
  • Как только ребёнок закончит занятия в Монтессори-студиях, где довольно свободная среда, ему будет довольно тяжело привыкнуть к заведениям, где немного другая атмосфера.

:монтессори методика раннего развития

Тренируем мозг: ментальная арифметика:

Ошибочно мнение, что единственная цель занятий в нашем развивающем центре — восприятие ребенком больших объемов информации и работа с ней. Для нас важно не просто научить ребенка быстро считать в уме, писать без ошибок и бегло читать. Для этого есть и другие методики, например, обучение скорочтению, которое способствует улучшению успеваемости и развитию когнитивных навыков. В отличие от других методик ментальная арифметика способствует симметричному развитию мозга. А это залог успеваемости и в некотором роде уникальности малыша.

Дело в том, что у человека одно полушарие, левое, развито сильнее правого, ресурсы которого задействованы частично. Человек использует свои возможности, по сути, в режиме экономии, не подозревая о настоящих способностях. У детей, занимающихся ментальной арифметикой, оба полушария развиваются, позволяя открывать новые возможности, которые для окружающих кажутся феноменальными.

Ментальная арифметика — метод обучения детей в возрасте от 5 лет, способствующий всестороннему развитию, гармонии с окружающим миром и собой. Начать обучение можно и в более взрослом возрасте: до 12 лет включительно. Ребенку достаточно уметь считать до 10, остальному его научат в ходе занятий.

В итоге регулярных занятий ментальной арифметикой ребенок сможет включать мозг на полную мощность. В основе занятий — сочетание зрительной, смысловой и моторной памяти. Для этого используется абакус — специальная доска с разноцветными костяшками, которые ребенок считает и одновременно соотносит с визуальными образами. Так к левому полушарию подключается правое. Со временем абакус отходит на второй план, а ребенок проводит все вычисления в уме.

Все занятия ментальной арифметикой проводятся в игровой форме: это исключает стрессы, усталость, раздражительность, апатию и прочие подводные камни, с которым сталкиваются во время классического обучения по школьной программе. Чтобы стимулировать детей, мы проводим соревнования, принимать участие в которых могут все. У нас не разделяют детей на лидеров и аутсайдеров: наша цель показать ребенку, что он талантлив, вселить в него уверенность в себе.

:методика монтессори

Отличия от ментальной арифметики

Методика Монтессори и ментальная арифметика — абсолютно разные программы обучения с разными целями и способами подачи информации. В ходе занятий активизируются разные нейропсихологические механизмы, а значит, вполне можно совмещать эти две программы, чтобы раскрыть потенциал ребенка.

Как видите, ментальная арифметика и педагогическая система Монтессори не идентичны друг другу, так как строятся на разных принципах и активируют разные нейропсихологические механизмы. За каждым подходом стоит целостная дидактическая система, хотя одно не исключает другое. Занятия ментальной арифметикой можно совмещать с посещением Монтессори-групп.