Развитие без границ
+375 29 104 58 00
+375 29 844 58 00
Пн-Пт С 9.00 ДО 18.00
12.02.2021
Поделиться: 0
  • Facebook
  • Vkontakte
283

Как правильно научить ребенка читать

Поступление ребенка в первый класс – период непростой для детей и взрослых, поэтому многие готовятся к нему заранее. Сложность заключается в том, что школа не выдвигает обязательных требований к будущим первоклассникам, они носят рекомендательный характер. Однако, базовые навыки чтения дадут ребенку возможность проще усваивать школьную программу, а сам учебный процесс станет для него интереснее и увлекательнее. Поэтому учиться читать лучше еще до школы.

как обучать дошкольников чтению

Основы обучения чтению дошкольников

Обучать ребенка чтению необходимо постепенно. Каждый этап требует внимания и терпения, ведь если пропустить один из них, то обучение не будет результативным. На первом этапе ученик познакомится с буквами и звуками, научится их дифференцировать по звучанию и произношению. Когда ребенок освоит буквы, можно переходить к этапу послогового чтения. Начинать следует с простых слогов, а для занятий можно использовать различные карточки и кубики.

Когда ребенок будет уверенно читать по слогам, можно приступать к пословному чтению. Ребенок может составлять из слогов полноценные слова, используя при этом наглядные материалы. Освоив чтение по словам, можно переходить к чтению небольших словосочетаний. Фразовый этап особенно важен для дошкольника, так как он является переходным к текстовому чтению и отлично тренирует память. Текстовое чтение доступно для тех детей, которые могут читать не только целостные слова, но и предложения. Начинать следует с отрывков в 2-3 предложения, постепенно увеличивая объем текстов.

Обучать ребенка чтению рекомендуется с пяти лет. Для малышей более раннего возраста этот процесс может стать слишком утомительным занятием, так как у них слабо развито логическое мышление, им сложно запоминать символы. Помимо возраста, следует ориентироваться на концентрацию внимания малышей, их пространственное восприятие, словарный запас и умение излагать свои мысли. Наличие этих навыков говорит о том, что можно приступать к освоению грамоты.

учим ребенка читать

Как правильно и быстро научить ребенка читать

Обучение ребенка чтению – процесс длительный и скорость здесь не является важным фактором. В процессе работы нужно отталкиваться от индивидуальности малыша, от уровня и качества усвоения им пройденного материала. Работа с текстом – лишь часть того, что способствует улучшению техники чтения. Развитие интеллектуальных способностей требует немалых временных ресурсов. Главная задача состоит не в быстром переходе к текстовому чтению, а в ускорении мыслительных процессов.  

Обязательным условием продуктивного обучения является чтение вслух. Но не нужно заставлять ребенка читать – интерес к книгам у него должен проявиться естественным путем. 

Большое значение имеет развитый артикуляционный аппарат, так как он влияет на скорость восприятия информации. Различные игры со словами и предложениями, а также регулярные тренировки способствуют проявлению интереса к литературе.

выбираем методики обучения чтению

Популярные методики и методы обучения чтению детей

Существует множество различных методов и концепций обучения чтению детей дошкольного возраста. Если ребенок свободно излагает свои мысли и понимает значение сказанного, различает звуки и ни буквы, значит он готов к обучению чтению. Научить детей читать намного проще, чем переучивать. Важно выбрать системную и последовательную методику обучения, которая будет строиться от простого к сложному. 

Буквари и азбуки являются классическим методом обучения чтению дошкольников. Азбука помогает выучить буквы, а букварь способствует освоению послогового и пословного чтения.

Кубики Зайцева – известная и востребованная методика обучения чтению детей. С их помощью ребенок быстро учится читать по слогам, но здесь важно уделить особое внимание четкому произношению слов. Кубики бывают разных размеров, на больших изображены твердые склады, а на маленьких – мягкие.

Использование карточек Домана дает ребенку возможность с раннего возраста освоить пословное чтение. Методика будет эффективна только при тщательном контроле, так как в дальнейшем у ребенка могут возникнуть проблемы в процессе освоения школьной программы – он может с трудом разбирать отдельные слова.

Система Монтессори является одной из самых последовательных и структурированных, так как затрагивает все этапы обучения чтению. Ребенок изучает буквы, которые соединяются в слова, а слова – в целостные предложения.

Методика обучения чтению детей Ольги Соболевой позволяет им учить буквы в процессе рисования, лепки и изучения стихотворений. Ребенок может удерживать внимание на конкретной строчке. Этот подход особенно эффективен для детей с развитой зрительной памятью. Методика развивает фантазию, воображение и творческое мышление.

обучение чтению и подготовка к школе

Готовность к поступлению в первый класс

Навык чтения необходим каждому человеку, и чем раньше дети научатся читать, тем легче им будут даваться учебные нагрузки. Обучение чтению должно проходить в игровой форме, и важной задачей является правильный выбор методики.

Академия развития интеллекта детей SMARTUM представляет авторские программы обучения чтению: «Читарика» и «Букварика». 

«Букварика» знакомит детей с буквенным и звуковым рядами, а «Читарика» учит детей читать по слогам и словам, что способствует формированию навыка осознанного чтения. Методики обучения рекомендованы для детей от пяти лет. Курс «Букварики» состоит из одного модуля, а «Читарики» – из четырех. Первый блок представлен занятиями послоговым чтением, на втором блоке переходят к пословному. Третий блок заключается в обучении фразовому чтению, а четвертый – текстовому. Занятия проходят в небольших группах под руководством опытных педагогов.

Прохождение курса способствует развитию фонематического слуха у детей, обогащению словарного запаса, обобщению и систематизации информации, а также развитию грамотной устной речи. Ребенок познакомится с понятиями паузы, логического ударения, интонации, ритма и темпа речи, научится анализировать текстовый материал. Полученные на занятиях навыки очень пригодятся ему во время учебы в школе.