Развитие без границ
02.08.2017
Поделиться: 10
  • Facebook
  • Vkontakte
5116

5 баллов vs 10 баллов: битва систем

Оценки в школе были всегда. Пожалуй, это единственный объективный критерий, по которому можно определить уровень развития ребенка, увидеть прогресс в обучении и заметить возникающие проблемы. Большинству взрослых людей знакома 5-балльная система оценивания, она долгое время была единственной на территории Белоруссии. Иностранцы такую градацию не очень хорошо понимают и считают ограниченной, в зарубежных школах распространены 10-, 12- и 100-балльные системы оценивания.

Какая система более комфортна для ребенка? Что чувствует школьник, когда получает отметку? На эти вопросы уже найдены ответы, мы собрали их в этой статье.

5 бальная система

История оценок

В XVIII веке педагоги не ставили отметок, а подробно описывали свои впечатления от работы ученика: «посредственное учение» или «похвальное». Многие составляли подробные характеристики, которые помогали разобраться в неудачах как самим ученикам, так и их преподавателям. Ломоносов предлагал использовать аббревиатуры вроде «В. И.» (все исполнил), «Н. У.» (не знал урока). Всего в его варианте было 10 оценок знаний, в том числе эмоциональная: «Ш. — шабаш».

В царскосельском лицее, где учился Пушкин, была принята пятибалльная шкала, только лучшей отметкой считалась единица, а пятерка — напротив, худшей. Кстати, сам поэт не мог похвастаться хорошими оценками — в рейтинге учеников он занимал 26-е место (из 29). Так уж совпало, что именно в год смерти Пушкина была узаконена привычная нам пятибалльная система, где успехи оцениваются по взрастающей.

С тех пор пятибалльная шкала осталась неизменной, ее не смогла поколебать даже революция. В советское время изменилось лишь словесное описание оценок: если раньше двойка означала «слабые успехи», теперь это — «неудовлетворительно». По мнению психологов, в результате такой подмены понятий оценки приобрели карательно-поощрительный характер. Раньше педагоги смотрели на успехи учеников, а сейчас классифицируют детей на «отличных» и «удовлетворительных» по уровню знаний.

Фактически же наша пятибалльная система является трехбалльной. Единиц педагоги обычно не ставят, а двойки не попадают в четверть. В итоге тетради пестрят тройками с двумя минусами или четверками с плюсами, хотя эти дополнительные знаки не попадают в журнал. Не первый год ведутся дискуссии о переходе на десятибалльную систему, которая будет понятна, так как кратна пяти. По крайней мере, на такую шкалу уже перешли бывшие советские республики Беларусь, Молдавия, Грузия и Армения.

5 бальная система

Как оценки влияют на личность ребенка?

У каждого ребенка есть свои агенты социализации, то есть люди, которые помогают ему успешно интегрироваться в общество. Такими агентами выступают те, кто находится рядом с ребенком регулярно и является для него авторитетом. Семья, учителя, воспитатели стремятся помочь ребенку стать успешным и счастливым человеком, а без уверенности в себе и понимания своего места в мире быть им сложно.

Оценивание – один из способов одобрения выполненной работы или проявленного качества. Семья обычно не применяет данный прием, поскольку ребенка любят таким, какой он есть.

Начинается оценивание в детском саду и выражается оно в похвале или порицании воспитателем – так ребенок понимает, правильно ли он поступает, усвоил ли правила социума. В школьном возрасте оценки становятся более конкретными, влияют на самооценку и дальнейшую жизнь.

На сегодняшний день единой системы оценивания в белорусских школах нет. Где-то пятерка станет радостью для ученика, а где-то она же расстроит, поскольку является очень средней оценкой. Какая система более комфортна для ребенка и нужны ли оценки вообще?

10 бальная система

Оценивание до 5 баллов

Стандартная система предполагает пять оценок и смысловую интерпретацию каждой из них как для учителя, так и для ученика:

1 – учебный материал не усваивается;

2 – грубые ошибки, минимальное усваивание материала, отсутствие устных ответов;

3 – есть понимание материала, но самостоятельно разобраться в нем школьнику сложно; он не применяет знания на практике, допускает ошибки в письме и устных ответах;

4 – есть знание материала, хорошие устные и письменные ответы. Нет грубых ошибок, допускаются небольшие ошибки в письме;

5 – отличное знание материала, правильные и уверенные ответы (устные и письменные), способен самостоятельно применять знания на практике и интерпретировать их. Не допускает ошибок в ответах.

Достоинства

К плюсам этой системы можно отнести ее прозрачность и понятность для всех участников обучения, а также то, что пятерки и четверки повышают самооценку школьника.

Недостатки

Из минусов – слишком расплывчатое оценивание, не позволяющее дать точного определения учебной ситуации. При 5-балльной системе сложно определить и для педагога, и для ученика, есть ли прогресс в обучении. Плохие оценки могут лишить школьника уверенности в себе и привести к психологической травме, к тому же иногда оценки ставятся, исходя из личного отношения педагога, а не за реальные достижения ребенка.

10 бальная система

Оценивание до 10 баллов

Эта система более гибкая и позволяет показать ученику, что его уровень знаний изменился, даже если этот прогресс незначителен. Так ребенку проще контролировать собственную успеваемость, а родители могут заметить учебные проблемы намного раньше, чем в 5-балльной системе оценок. Смысловые характеристики у отметок тоже есть:

0 – никакой учебной активности;

1 и 2 – распознавание материала поверхностное;

3 и 4 – школьник запоминает часть материала и может его воспроизвести, но с ошибками;

5 и 6 – осознание материала, понимание теории;

7 и 8 – отличное владение теоретическим материалом;

9 и 10 – ученик использует творческий поход, легко интерпретирует и применяет полученные знания.

Достоинства

Плюсы 10-балльной системы оценок: более четкая и объективная оценка учебной ситуации; комфортная психологическая ситуация для школьника; нет резкого разрыва между отличниками и неуспевающими.

Недостатки

Из минусов можно отметить необходимость разбираться в новой системе и родителям, и ученикам; такое же, как в 5-балльной системе, субъективное отношение учителей; дискомфорт для тех, кто получает самые плохие отметки.

Какая все-таки лучше?

Достаточно сложно определить, какая система будет наиболее выгодна с точки зрения психологического комфорта школьника, развития его личности и общего оценивания учебного прогресса. На данный момент, 5-балльная система кажется более удобной, потому что вся система образования настроена именно на нее, начиная от детских садов и заканчивая высшими учебными заведениями. Но все может измениться.

В Финляндии решились на уникальный эксперимент и несколько школ отказались от какой-либо системы оценивания вообще. В учебных заведениях проводятся разнообразные тестирования, соревнования и интеллектуальные состязания, которые позволяют ученикам примерно понимать свой уровень знаний относительно сверстников, но оценить себя они могут только самостоятельно. Эксперимент начался не так давно, в середине 2016 года, но уже показывает отличные результаты. Школьники, которые не получают оценок, чувствуют себя более комфортно психологически и при этом бьют рекорды успеваемости по сравнению со сверстниками из обычных школ.