Развитие без границ
04.09.2017
Поделиться: 7
  • Facebook
  • Vkontakte
  • Одноклассники
5050

Ребенок и домашние обязанности: когда и с чего начинать прививать любовь к порядку

 Первые стремления к самостоятельности у маленького человека появляются в возрасте 2–3 лет, когда ребенок стремится все делать сам – и одеваться, и есть, и пользоваться предметами быта. Уже на этом этапе родителям важно не ворчать на малыша, что он долго путается в колготках или не может аккуратно есть, а терпеливо учить, как нужно делать правильно, постепенно расширяя круг пока еще несложных обязанностей.

Делая акцент на раннем развитии, современные родители отдают дошколят на разнообразные развивающие занятия. Уже с первого класса учебная нагрузка увеличивается по нарастающей, поглощая все больше и больше времени. Соответственно, родители могут снять с ребенка домашние обязанности в семье, полагая, что все его внимание необходимо уделять учебе. Даже если многочасовое сидение за учебниками, в том числе и занятия по особым методикам, таким как Либерика, приносит желаемый результат, не нужно забывать о гармоничном развитии и осваивать другие навыки, нужные в повседневной жизни.

Для чего нужны домашние обязанности детям?

Домашние обязанности ребенка – один из важных пунктов воспитательного процесса.

Семейные обязанности детей важны по следующим причинам:

Чувство принадлежности к семье. Выполняя домашние дела ребенок будет чувствовать себя необходимыми в семье, способным внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членом.

Забота о будущем. Дети, у которых вообще не было никаких домашних обязанностей, не способны позаботиться о себе сами и остаются детьми даже тогда, когда все их сверстники уже повзрослели.

Организованность. Ежедневное выполнение домашних обязанностей в семье помогает ребенку стать более организованным и перенести это качество на другие сферы жизни: учеба, отношения с учителями, родителями, отношения со сверстниками.

Умственное развитие. Для выполнения некоторых обязанностей дети используют логическое и образное мышление, память, фантазию. То есть идет развитие интеллектуальных способностей малыша.

Ребенок, который умеет сам себя обслуживать, будет более успешен в самостоятельной жизни, независим, уверен в себе и в своих силах.

 

Почему дети должны помогать родителям по дому?

Разумеется, ребенок не может выполнять ту же работу по хозяйству, что взрослый человек. Нужно давать ему задания по силам.

  1. Поручив ребенку даже небольшое задание (например, мытье посуды или подметание пола), родители освободят время для себя, для своего отдыха.
  2. Когда сын или дочь помогают вам по дому, они учатся работать в команде. Этот навык очень важен для будущего любого человека. В школе, в университете, на работе всегда придется вливаться в новый коллектив и учиться работать с другими людьми. Будет здорово, если это обучение начнётся в детстве вместе с семьёй, когда при приготовлении ужина происходит распределение обязанностей. Дочь моет овощи, мама режет салат, папа жарит мясо.
  3. Обязанности по дому формируют у ребенка также такие качества, как честность и пунктуальность. Во-первых, мы ждём от малыша, чтобы он всё сделал правильно, без хитростей. А во-вторых, мы ставим ему точные сроки выполнения действий, в которые он должен попасть. Например, убрать свою комнату до ужина.
  4. Есть мнение, что человек не поймёт, как обстоят те или иные дела, пока не попробует их на собственной шкуре. Так же и дети остаются в неведении, сколько сил потрачено на ужин и чистую квартиру, пока сами не испытают это на себе. Узнав, как непросто поддерживать домашнее хозяйство, дети начнут больше уважать родителей за их труд.

Как можно приучить ребенка помогать по дому?

А как можно приучить ребенка помогать по дому, чтобы не вызвать у него ненависти к домашней работе? Не нужно ограждать малыша от «сложных» дел, нужно просто давать посильные и выполнимые в его возрасте задания. Многие боятся, что ребенок будет мешать и путаться под ногами. Да, будет. Но как же без этого он узнает, как готовить пироги или мыть посуду? Это для нас привычно ощущать на коже прохладу воды, мягкость теста, шершавость вафельного полотенца, а для ребенка это целая вселенная, которую вы можете открыть для него, занимаясь такими обычными делами, как приготовление пищи, уборка или стирка. Мы так погрязли в быту, что забываем, как быстротечно детство наших малышей. Мы никогда не вспомним подгоревший суп или невымытый пол, но мы обязательно вспомним горящие глаза нашего ребенка, который первый раз взял в руки веник, впервые попробовал стирать белье, неумело пытается перемешать салат огромной для него ложкой. Не лишайте ваших детей возможности быть рядом с вами и познавать мир через наведение порядка в доме.

Безусловно, есть такие дела, которые мы должны выполнять без ребенка, например, чистка сантехники средствами, содержащими хлорку и другие не очень полезные для детей химические вещества. Есть домашние заботы, которые можно выполнять в присутствии ребенка, но без его непосредственного участия.

 

Первые обязанности для ребенка

Ожидать большой помощи от двух- или трехлетнего малыша не приходится, но в этом возрасте он уже вполне может самостоятельно есть, одеваться, обуваться. Да, не всегда это получается с первого раза, а тем более быстро, но не нужно раздражаться и делать все за него, поскольку даже такие, казалось бы, незначительные обязанности способствуют умственному развитию ребенка, его социализации.

С появлением у малыша личного пространства в доме, будь то игровая зона или собственная комната, необходимо приучать и к поддержанию порядка. Так, для игрушек можно приобрести удобный пластиковый контейнер на колесиках с крышкой или специальные яркие мешки, в которые можно сложить разбросанные игрушки, и комната быстро приобретет аккуратный вид. Собирать большие конструкторы удобно на специальных ковриках, затягивающихся по краю шнурком – в таком случае и мелкие детали не потеряются, и убрать активную стройку можно за считанные секунды. Главное, не забывать регулярно напоминать ребенку, что именно на нем лежит обязанность прятать игрушки после игры и этим он помогает родителям.

Заботы и хлопоты: что можно поручить ребенку постарше

Приучая ребенка к самостоятельности, уже с 6–7 лет можно ему доверять не только собирать оброненные книги или игрушки, а давать небольшие поручения, подчеркивая ответственность за их выполнение. Такие обязанности должны быть на регулярной основе и могут включать в себя:

  • уборку в своей комнате – не просто спрятать игрушки в ящик, но и вытереть пыль, вынести пакет с мусором, полить цветы, застелить постель;
  • уход за домашними животными – не забывать налить чистую воду или насыпать корм;
  • следить за своей одеждой – не разбрасывать ее, чистую аккуратно складывать на полку, а грязную относить в корзину.

Сегодня значительную часть привычных домашних хлопот можно выполнить с помощью бытовой техники, безопасной и простой в управлении. Соответственно, школьнику в 10–12 лет вполне можно поручить отсортировать грязную одежду и запустить стиральную машину, помыть посуду вручную или загрузить ее в посудомойку, пропылесосить в доме, разогреть еду в микроволновке или приготовить простые блюда в мультиварке. Такие задания не отнимут много сил и времени, но окажутся полезными во взрослой и самостоятельной жизни.

Подростков уже можно учить рационально вести домашнее хозяйство – вместе составлять список покупок для похода в магазин, показывать, как снимать показания со счетчиков газа, воды, электроэнергии, отправлять оплачивать коммунальные услуги. Главное, не забывать делать это регулярно и каждый раз благодарить ребенка за выполненное поручение, подчеркивая его важность.

Когда в семье детей двое и больше

Если в семье несколько детей, то стоит помнить о такой вещи как разделение домашних обязанностей в семье. В большинстве современных семей не более двух детей, и часто родители считают, что вполне могут самостоятельно справиться и со старшим ребенком, и с малышом. А следовательно, не нужно отвлекать старшего от учебы и просить его побыть с младшеньким. Правильно ли это? Скорее нет, чем да, поскольку ситуации, в которых ребенок отыгрывает разные социальные, семейные роли, способствуют его всестороннему развитию. К тому же это для родителей старший всегда остается ребенком, а для младших брат или сестра воспринимаются взрослыми, со своим авторитетом. Близкое общение и совместно проводимое время сближает детей, делает отношения между ними более доверительными, теплыми.

Трехлетнего малыша вполне можно оставить на пару часов с 10–12-летним старшим, не забыв подробно рассказать, что запрещено и разрешено, и оставив мобильный телефон для экстренных случаев. Подросткам в 14–16 лет можно поручить погулять с младшим, накормить его, отвести или забрать из садика.

Как правильно распределить обязанности в семье

Распределение домашних обязанностей очень важно. Соберите свою семью на совет и спросите, кто чем бы хотел заниматься по дому. Ответы «Ничем!», «Ты сама прекрасно со всем справишься» не принимаются. Например, кто первый пришел с работы, тот и готовит ужин (или начинает это делать), посуду моет тот, кто не готовил (завтрак, обед, ужин), гладит белье тот, у кого это лучше получается или каждый свою одежду.

Уборкой по дому тоже должны заниматься оба – кто-то вытирает пыль, кто-то моет полы, кто-то пылесосит. Обязательно привлекайте детей к небольшим делам. Если кто-то из супругов сильно устает на работе, пусть возьмет на себя обязанности легких домашних дел – погулять с собакой, выкинуть мусор, забрать ребенка из садика. Можно составить список обязанностей. Вы удивитесь, но на то, что один человек тратит целый день, двое и трое сделают легко и быстро за пару часов.

Не стоит рассчитывать на то, что ребенок быстро овладеет всеми навыками по ведению домашнего хозяйства и станет незаменимым помощником, а то и нянькой. Но если постепенно приучать малыша к поддержанию в доме чистоты и порядка, к аккуратности и самостоятельности, то результат не заставит себя долго ждать. Не нужно ограждать ребенка от работы и забирать у него из рук тряпку или недомытую тарелку, ворча, что лучше бы шел почитал или подготовился к урокам – лучше похвалить и подсказать, как сделать правильно.